Кафедральный соборный храм Христа Спасителя (Рождества Христова)
Адрес: Волхонка ул., 15, метро «Кропоткинская»;
Телефон: (495) 203-38-23, (495) 637-47-17, (495) 637-47-45 |
|
Существующее сооружение – осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве. Храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящен – 26 мая 1883 года.
Интересной является история постройки Храма. В 1814 году решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. Был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. По отзывам современников, его проект был исключительно красив. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.
12 октября 1817 года в присутствии царя Александра I Храм был заложен на Воробьёвых горах. Стройка вначале шла энергично, но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку, а всё его имущество – конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Бывшие там постройки были куплены и снесены. В отличие от первого, второй храм строился практически полностью за казённый счёт.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения – в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей . Свод большого купола закончен в 1849 году. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В.И.Суриков, И.Н.Крамской, В.П.Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Рамазанов и А. В. Логановский.
26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.
2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться – началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Под храмом Господним была размещена подземная парковка. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.
Святыни: Частица ризы Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, Св. мощи митрополита Московского Филарета, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Мощи Свт. Ионы митр. Московского, Мощи Иоанна Крестителя, Гвоздь Креста Господня, Глава свт. Григория Богослова и др.